В последнее время основным фактором, влияющим на становление ребенка, как личность стала очень мало оказывать семья. По статистическим данным процент неблагополучных семей увеличивается. И первопричиной тому является отсутствие семейных устоев, традиций. Что ведет часто к разрыву семьи и даже к тому, что ребенок может уйти в бродяжничество и самое опасное – стать правонарушителем. В данной статье хочу раскрыть истинные причины отсутствия взаимопонимания между родителями и их детьми. Для этого был проведен социологический опрос учащихся средней школы и их родителями. Анкетирование показало, что представление о семье • среди учащихся: 96%- понимают семью как совместный коллектив; 2% - семья как ограничение в чем-либо; 2% семья – это семейные конфликты. • среди родителей: Все 100% семью понимают как «орган семейного благополучия».
На вопрос: «Какие семейные традиции существуют в вашей семье?» ответили: • среди учащихся: 56% - это празднование дней рождений и других праздников; 44% не дали конкретных ответов или нет традиций. • среди родителей: 43% - проведение праздников в семейном кругу; 21% - совместное время провождение; 36% - нет конкретных ответов. Из анкет видно, что, не смотря на большой процент понимания, что такое семья, очень многие не знают, что сплачивает семью.
А, проведя анкетирование на «Доверие детей к окружающему миру» оказалось, что делятся успехами: с мамой – 39%; с папой – 5%; с друзьями – 43%. Обращаются за помощью: к маме – 48%; к папе – 9%; к друзьям – 28%.
Из анкет видно, что подростки идут со своими радостями и бедами к матери, к друзьям, роль отца в семье незначительна.
Анкета «Проблема в отношениях с родителями» показала, что: 35,6% - не совпадает мнение с родителями; 28,8% - родительское непонимание. И отсюда причиной конфликтов в семье подростки ставят: 64% - успеваемость; 64% - работа по дому; 56% - характер времяпрепровождения; 54% - поздний приход домой.
Анализируя данные всех анкет, можно сделать вывод, что авторитет семьи для подростков недостаточно высок.
Захотелось выяснить, как происходит воспитание детей и какая душевная атмосфера в семьях, которые пользуются большим уважением в нашей школе. Это семьи Иванченко и Старокожевых. Я побывала у них в гостях и задала несколько вопросов.
Оказалось, что семейное благополучие складывается из взаимного уважения, взаимопонимания, терпимости, семейных традиций. С детства у детей был четкий режим дня, у каждого были домашние обязанности.
Родители всегда старались заинтересовать детей домом. Приучали детей совместно решать проблемы, чтобы каждый чувствовал в себе ответственность за благополучие семьи.
Анализируя интервью с семьями, я для себя сделала важный вывод, что не только наши родители стараются делать семью дружной, но и мы должны стремиться делать ее крепкой.
Для этого каждого ребенка надо знакомить со способами формирования семейных отношений через сотрудничество в познавательной деятельности, в трудовой деятельности, через совместный досуг.
Проведя исследовательскую работу и тщательно изучив данную проблему, я пришла к возможным способам ее разрешения: 1. Необходимо усилить меры воздействия на родителей, не выполняющих родительских обязанностей по воспитанию детей. 2. Необходимо уделять постоянный контроль со стороны родителей за детьми. 3. Рекомендовать родителям обращаться за консультацией к психологам, педагогам, к логопедам. 4. Есть необходимость во введении в образовательных учебных заведениях милиционеров-педагогов, проводящих различные лекции, беседы, наблюдения. 5. Необходимость во введении урока психологии с 5-го класса.
Источник: http://rodnaya26.ru/ |