Дети и тинейджеры резко теряют интерес к игрушкам и развивающим играм. К такому неожиданному выводу пришли исследователи Американской ассоциации игрушек (Tоy Industry Assосiation - TIA) и эксперты Комиссии по защите потребителей (Consumer Product Safety Commission - CPSC).
«Как это парадоксально ни звучит, но причина происходящего заключается в изобилии товаров на современном рынке игрушек, - комментирует ситуацию психолог Бернард Смитсон. – Среднестатистический пятилетний ребёнок, живущий в США, имеет свыше трёхсот наименований игрушек. Он не успевает изучить, полюбить и понять вещь, призванную развивать интеллект и абстрактное мышление...» За последние двенадцать месяцев производители детских вещей выбросили на американский рынок свыше миллиона наименований игрушек. Погоня за бешеной прибылью привела к тому, что даже дети устали от кукол, солдатиков, роботов, зверюшек и всевозможных супергероев, заполонивших прилавки супермаркетов. Исследователи всерьёз опасаются, что «игрушечное изобилие» может негативно повлиять на ценности целого поколения. «Почти 87% детей в возрасте от четырёх до десяти лет не могут назвать свою любимую игрушку, - продолжает Смитсон. – Окружающий мир стал для них настолько однообразным и предсказуемым, что они не могут отличить главное от второстепенного...» Профессора Калифорнийского университета пришли к выводу, что половина детей не испытывает никаких бурных эмоций, когда проводит время наедине с игрушками. «Такие чувства и эмоции, как восторг, любовь, благодарность и преданность, испытывало не одно поколение американцев, игравшее в детстве с куклами и солдатиками, - рассказывает исследователь Лиза Полсон. – Практически каждый человек старше 50 – 60 лет назовёт хотя бы одну любимую игрушку из своего детства. Однако современным детям достаточно всего несколько часов, чтобы раз и навсегда забыть о подаренной игрушке...» Любопытно, что возвраты в магазины настольных игр увеличились за последние годы почти в сорок раз. Это объясняется тем, что дети не хотят тратить время на внимательное прочтение инструкции и изучение правил игры. «Сегодня очень трудно заставить ребёнка провести хотя бы полчаса за одной настольной игрой, - говорит Джон Санчес, бывший разработчик корпорации Hasbro. – Ещё труднее – увлечь подростка, чтобы игра стала его хобби и любимым времяпрепровождением...» Действительно... Времена, когда миллионы жителей засиживались за «Монополией» (популярная в Америке настольная игра), безвозвратно прошли. За последнее десятилетие не появилось ни одного «настольного бестселлера», который можно было бы назвать культовым среди подрастающего поколения. Снижение детского интереса к игрушкам отмечают и сами родители. «Всё своё детство я провёл с одним - единственным конструктором, ставшим моей любимой вещью, - вспоминает 52-летний Норман Джексон. – Я собирал сотни маленьких деталей, склеивал, разукрашивал. Моя фантазия придавала конструктору дополнительные свойства и предназначения. Это был целый мир в одной маленькой коробке. Сегодня мои дети воспринимают игрушки точно так же, как я воспринимаю столовую вилку или ложку. Они просто существуют, и ничего необычного в них нет...» «Когда я попросила своего шестилетнего сына рассказать о подаренном ему солдатике, он ответил, что это всего лишь кусок пластмассы, - возмущается 30-летняя Лори Сингер. – Он может взять его на несколько минут в день, покрутить солдатику руки и ноги, а потом кинуть его обратно в шкаф...» «Честно говоря, мне немного обидно, когда дети ломают дорогую игрушку, а потом об этом нисколько не жалеют, - признаётся 46-летний Том Дергс. – Я в их возрасте мог часами плакать над сломанной вещью. В конце концов, это научило меня аккуратности и бережливости. Теперь меня очень настораживает равнодушие современных детей к игрушкам...» Возможно, многие читатели скажут, что главный метод «перевоспитания» равнодушных к игрушкам детей – резкое ограничение на эти самые игрушки. Мол, обладание одним солдатиком или куклой принесёт гораздо больше пользы, чем обладание множеством. Эту теорию, однако, развеяли работники Американской психологической ситуации (Americаn Psychоlogical Associatiоn - APA). «Порядка миллиона детей страдают комплексом неполноценности в связи с родительским ограничением на те или иные виды игрушек, - замечает профессор Ральф Хеммингс. – Этого комплекса можно было бы избежать, если бы ребёнок жил в социуме, где его ровесники находятся в аналогичном положении...» Грубо говоря, «игрушечный аскетизм» благоприятен для бедных стран, где все дети находятся в одинаковом положении. Однако в Соединённых Штатах, где ребёнок постоянно сталкивается с изобилием (например, в магазинах, школах, гостях), он рано или поздно начинает чувствовать себя изгоем. Иногда это приводит к ужасным последствиям. В Коннектикуте семилетний мальчик ткнул своего товарища ножом. Причина – накануне трагедии пострадавшему подарили конструктор с супергероями комиксов... «На мой взгляд, игрушечная индустрия зашла в тупик, - продолжает Джон Санчес. – Зайдите сегодня в «Toys "R” Us», «The Lego Store» или «FAO Schwartz» (популярные магазины игрушек. – Прим. авт.) и внимательно понаблюдайте за лицами детей. Вы увидите минимум заинтересованности и минимум восхищения. За последние два десятилетия мы превратили игрушечную индустрию в нечто обыденное, однообразное и очень доступное...» Не лишним будет сказать, что на игрушечном рынке Соединённых Штатов наблюдается катастрофический дефицит свежих идей. Почти 99% новой продукции легендарной корпорации Hasbro – это похороненные несколько десятилетий назад куклы, солдатики, автомобили и конструкторы. Типичный пример – Человек-паук (Spider-Man). Впервые он был создан в 1962 году художниками компании Marvel Comics. С тех пор производители игрушек возрождают супергероя каждые 8 – 10 лет. «Игрушки – это, пожалуй, единственная отрасль, которая стоит на месте, - считает 83-летний Питер Аурелиус, бывший разработчик супергероев. – Корпорации эксплуатируют старые образы и боятся выбросить на рынок что-нибудь новое и необычное. Когда я посмотрел на игрушки своего внука, то на моих глазах появились слёзы. В моей тряпичной кукле, изготовленной в 1930-е годы, было гораздо больше жизни...» Между тем специалисты Научного центра народных исследований (Сеntеr fоr Sciеnce in thе Public Intеrest – CSРI) заметили одну интересную деталь. За последние сорок лет резко уменьшилось количество так называемых «эмоциональных игрушек». Производители практически перестали уделять внимание эмоциям на лице кукол, солдатиков и зверюшек. «Внимательно присмотритесь к игрушкам, в которые играют восьмилетние мальчики, - советует профессор Томас Макнамара. – Лица супергероев либо скрыты масками и шлемами, либо очень плохо прорисованы. Они не выражают ни доброты, ни храбрости, ни злости. На мой взгляд, это верный симптом упадка всей игрушечной индустрии...» К словам Макнамары остаётся только добавить, что от 80% до 90% американских игрушек производится в Китае. А жители Поднебесной уделяют качеству «изделий для детей» не больше внимания, чем товарам для магазинов 99 Cents. По данным ФБР до трети всех китайских игрушек вообще не проходят специальных проверок в США. Отсюда тысячи случаев отравлений вредными красками и детских психических расстройств по всей стране. Напоследок остаётся сказать, что 2009 год, по мнению «аналитиков игрушечного рынка», может стать самым прибыльным в американской истории. Экономический кризис крупным корпорациям не помеха, поэтому основное внимание они сосредоточат на гигантских прибылях. О качестве и «интеллектуальной ценности» игрушек нам же остаётся только мечтать... Худшие игрушки 2009 года Ряд правозащитных организаций, выступающих за «безнравственное детское воспитание», определил десятку самых кощунственных, опасных и глупых игрушек текущего года. К сожалению, все нижеприведённые товары пользовались и продолжают пользоваться спросом среди американских родителей. Настоятельно рекомендуем читателям «РБ» воздержаться от покупок этих «игрушек»... 1. Живой ребёнок (Baby Alive).
| Первоначально кукла создавалась для того, чтобы ребёнок «научился быстро и правильно ходить на горшок». В итоге дети получили довольно нелепое создание, которое умеет «справлять естественные потребности». Для этого куклу нужно предварительно... накормить и сводить в туалет.
|
Чтобы заработать больше денег, производители стали отдельно продавать еду и подгузники. Один из посетителей интернет-форума написал, что «возможности живой куклы заставят покраснеть даже взрослого человека». Религиозные организации окрестили игрушку «одной из форм порнографии». Живой ребёнок (стоимость около $70) рекомендован детям от 36 месяцев до 5 лет. Психологи считают, что это «писающее существо» может спровоцировать развитие детских фобий и комплексов. 2. Сильные колёса (Power Wheels). | Игрушка представляет собой довольно уродливую копию известного автомобиля Cadillac Escalade. Существенных недостатков два. Во-первых, игрушка стоит около $350 при себестоимости в $25. Во-вторых, многие дети не дотягиваются ногами до педалей. В погоне за потребителем производители «растянули» возраст потенциального ребёнка-водителя с 36 месяцев до 5 лет. |
Были случаи, когда машина переворачивалась вместе с детьми и когда ноги малолетних водителей и пассажиров застревали в механической конструкции. Американцев, впрочем, больше всего возмутила цена. На одном из интернет-сайтов Power Wheels возглавили список «самых бесполезных игрушек в период экономического кризиса». 3. Умный велосипед (Smart Cycle).
| Теперь кататься на трёхколёсном велосипеде можно не только в парке, но и перед экраном телевизора. Ребёнок крутит педали, а на мониторе отображаются парки, улицы, скоростные трассы и т. д. Этим изобретением разработчики попытались оторвать детей от прогулок на свежем воздухе. Производители уверяли родителей, что с Smart Cycle они смогут сэкономить время.
|
Например, ребёнок может кататься на велосипеде в одной комнате, а вы - смотреть телевизор в другой. Smart Cycle стоит около $100. За эти деньги можно купить настоящий велосипед и оторвать ребёнка от телеэкрана.
4. Барби-болельщица (Barbie Dallas Cowboy Cheerleader Doll).
| Производители считают, что эта кукла является олицетворением женской красоты для девочек от 5 лет и старше. Внешне Барби-болельщица напоминает страдающую анорексией топ-модель с болезненно худой фигурой. «Производители навязывают детям несуществующий идеал красивой девушки, - говорит правозащитница Сюзан Линн. – Трудно представить, сколько юных девочек по всей стране захотят походить на Барби-болельщицу. Стремление к худобе может нарушить их психику...»
|
Интересно, что эту куклу стоимостью $80 чаще всего покупают отцы своим дочерям. Матери единодушно проигнорировали эту игрушку. 5. Миниатюрные автомобили (Go Go Minis Pullback Vehicle).
| Разноцветные машинки опасны огромным количеством мелких деталей, которые маленькие дети имеют привычку класть в рот. В адрес компании-изготовителя поступило свыше тысячи жалоб от возмущённых родителей. Дети «съедали» шины, колёса, кузова, пожарные лестницы и даже целые игрушки.
|
У нескольких пострадавших детали застряли глубоко в носоглотке. Как правило, изготовители пишут об опасности машинок только на коробке. Причём мелким шрифтом...
6. Гигантский шар (Inflatable Giga Ball).
| Очередная попытка создать экстремальную игрушку для маленьких детей. Большой надувной шар предназначен для того, чтобы ребёнок залезал внутрь и катался таким образом по зелёной лужайке. Такое развлечение чревато рядом опасностей. Дети «врезались» в деревья, проваливались в ямы, «укатывались» в реки и бассейны. Один ребёнок просидел в шаре почти 5 часов вниз головой.
|
Самое интересное, что в инструкции игрушки нет ни слова о родительском надзоре. Ребёнок может развлекаться с Inflatable Giga Ball наедине.
7. Дробовик спортсмена (Sportsman Shotgun).
| Детское оружие до боли напоминает настоящее. Ребёнок может зарядить дробовик резиновыми пулями и палить по сверстникам и родственникам. Ситуация осложняется тем, что выстрел на близком расстоянии может выбить глаз или оставить сильный синяк. «Дети играют с дробовиком спортсмена до тех пор, пока кто-нибудь из них не получит травму и не заплачет, - говорит Арнольд Харт, представитель организации «Мир против опасных игрушек» (World Against Toys Causing Harm – WATCH). – К тому же полицейские очень настороженно реагируют на тинейджеров с такими игрушками...»
|
8. Экстремальный спиральный вертолёт (Extreme Spiral Copters).
| Эта игрушка напоминает своего рода рогатку, в которой снарядом является сложенный в несколько раз «вертолёт». Несмотря на то, что разработчики категорически запрещают производить выстрелы в людей, дети эти правила не соблюдают. Итог – многочисленные травмы лица. Игрушка рассчитана на детей старше 5 лет, однако большинство пользователей намного младше. Родители пренебрегают правилами, потому что «вертолёт» ассоциируется у них с безопасным воздушным змеем.
|
9. Роликовые коньки Спайдер-Мена. Производители требуют, чтобы дети катались на роликах с защитными наколенниками, подлокотниками, шлемом и специальными резинками на запястьях. Однако сама упаковка с коньками снабжена лишь некачественными защитными липучками для ног и рук. Отсюда огромное количество травм головы – от сломанных носов до сотрясений мозга. Кстати, производители рекомендуют эти разукрашенные в яркие цвета коньки даже трёхлетним детям. Лучшие игрушки 2009 года 1. Динозавр XXI века (Playskool Kota My Triceratops Dinosaur)
| Этот смешной динозавр может заменить кошку или маленькую собаку. Он обладает большим количеством электронных функций, что приводит в восторг любого ребёнка от 3 лет и старше.
|
2. Поле битвы «Бакуган» (Bakugan Battle Arena).
| Настольная игра военно-стратегического характера. Игроки используют карты, фишки и разнообразные фигурки. Разработчики игры признались, что своим изобретением хотели заменить детям компьютер и поспособствовать тем самым живому человеческому общению.
|
3. Конструкторы LEGO.
| Как ни крути, но LEGO по-прежнему остаётся самым любимым и востребованным конструктором в США. Все новинки 2009 года признаны крайне удачными и оригинальными. Особой популярностью пользуется быстроходный катер спецагентов (Agents Speedboat Rescue) и специальный автомобиль для преследований (Agents 4-Wheeling Pursuit).
|
4. Животные с дикой планеты (Animal Scramble Game from Wild Planet).
| Фигурки животных помогают детям лучше узнать о фауне на нашей планете. Эта игрушка, по словам разработчиков, заменяет целую книгу о животных.
|
5. Робот Wall-E (Ultimate Wall-E Robot).
| Точная копия персонажа известного анимационного мультфильма. Робот снабжён десятью миниатюрными двигателями и системой навигации. Производители сказали, что попытались снабдить робота всеми известными на сегодняшний день техническими новшествами.
|
6. Танцевальная игра от Hasbro (The U-Dance Game from Hasbro).
| Ребёнок повторяет танцевальные движения, имитируя действия, происходящие на экране телевизора. Физическая нагрузка укрепляет мышцы, развивает реакцию, скорость и координацию. В список «лучших из лучших» игра попала благодаря относительно невысокой стоимости.
|
7. Удивительные животные (Wonder Pets). Серия симпатичных мягких игрушек, которые поют весёлые песни и произносят понятные детям фразы. Плюшевые друзья поднимают настроение не только детям, но и взрослым. Это один из немногих детских подарков, которые дарят взрослые мужчины взрослым женщинам на первом свидании. 8. Медведь Тэдди (Teddy bear).
| Как это ни странно, но обыкновенный плюшевый медведь Тэдди до сих пор пользуется бешеной популярностью. Производители хорошо уяснили правило «простота – залог успеха», поэтому не пытаются привнести в образ Тэдди что-то новое. Игрушка хороша тем, что её можно дарить человеку любого возраста.
|
Мнение специалистов Центра игры и игрушки может не совпадать с приведенными в статье данными и выводами.
Источник: http://psytoys.ru/ |